Семейские и казаки
Русские считаются пришлым народом, они появились здесь позже эвенков и бурят. Казаки осваивали земли по приказу царя, семейские (старообрядцы) бежали от власти.
Причины появления казаков и семейских в Забайкалье
Модели: Екатерина Киргизова, Арина Зверева, Татьяна Киргизова,
Юлия Сорокина, Виктория Благодаренко
Семейские шли семьями, отсюда и название. В каждой семье около двадцати человек (старики, дети, молодые), как минимум три лошади со скарбом. В дороге рождались и умирали, болели, радовались и горевали. Некоторых семейских отправили в ссылку, некоторые бежали сами в поисках «Беловодья». Это в их представлениях земля, куда нисходит иногда Христос, где можно исповедовать старообрядческую религию без насаждения новой веры, где сама природа будет поддерживать старую веру и никто не посягнет на эту землю.

Каждая из групп старообрядцев нашла свое Беловодье. Одни остановились в Красноярске, Новосибирске, другие в Забайкалье, кто-то отправился дальше на восток в Амурскую область. Есть старообрядцы, которые уходили в Австралию и Бразилию. Их потомки сохранили культуру, язык, одежду, даже сейчас ходят в традиционных костюмах.
Казаков отправил в Забайкалье царь, чтобы те защищали границы, осваивали новые территории. Они шли сюда около трех лет, а, возможно, и больше. Когда мужчины пришли в наш край, казачки взяли свой скарб и вместе с детьми самостоятельно пошли следом за мужьями. Бывало так, что жены приезжали и находили, что их мужчины женаты на ком-то из местных. Женщины оставались жить здесь, но уже не с мужьями.
Семейские были старообрядцы, у некоторых казаков тоже сохранилась старая вера, но в большинстве своем казаки были новообрядцами. Они были за царя, а семейские бежали от власти, поэтому эти две группы относились друг к другу враждебно.

Отличие казачки от семейской в мировоззрении. Казачка больше мыслит по государственному уставу, потому что жизнь связана со службой мужа, брата. А семейские мыслят по домашнему, церковному уставу, их жизнь основана на службе Богу. Также отличие в укладе семьи. У семейских был патриархат (последнее слово по хозяйству все же оставалось за женщиной), у казаков — матриархат.
Жизнь девочек в русских семьях
Девочка в семейской и казачьей семье готовилась к жизни с малых лет. К 5 годам она умела уверенно держать иголку в руках и ткать. До 7 лет девочка была нянькой другим детям, это было обязательно, она частично перенимала материнский опыт. В процессе пока она занималась с детьми, девочка рукодельничала и параллельно обучала ремеслу младших. Ей также нужно было следить за порядком в доме, она должна была уметь приготовить еду (простые блюда).
К 10 годам должно быть готово приданое. Девочка делала все самостоятельно, начиналось все с простых куколок, на которых она отрабатывала навыки шитья. В приданное девочка сама шила рубашку для жениха, который по факту был еще для нее неизвестным. Рубашка эта обязательно должна быть с вышивкой по манжетам, горловине, подолу у казачек и у семейских.

Также в приданое будущая невеста с детства готовила пояса и рушники (28 у семейских). С рушниками связано очень много ритуалов: отдарки, подарки (сватам, родителям жениха, золовкам); в свадебной церемонии: благословение от родителей, рукобитие, хлеб-соль. Также девушка ткала половики – полностью вышитую дорожку длиной 1,5 м. Делала подзор на рушники, на постельное белье.
Кажется, что раньше у девочек не было детства, но все же было место и играм.
Куклы изготавливались самостоятельно либо матерью, либо старшей сестрой, и девочка видела, как это делается. Это был воспитательный, в том числе процесс. В дальнейшем девочка сама могла сделать куколку годам к 6-7, также передавая опыт младшим детям. Конечно, было место игрушкам и играм, но они несли в себе огромный смысл.

Например, кукла “зайчик на пальчик” — один кусочек ткани и нитка, с другой стороны, через эту игрушку рассказывался и показывался целый цикл сказок, на которых воспитывали младшее поколение. «Зайчик на пальчике спит, на среднем пальчике проснулся, пошел умылся» это сопровождалось определенными словами, когда он доходил до большого пальчика, заканчивался день. В ходе того, как рассказывается об этом дне, описывались разные трудовые практики общины, когда укладывали зайчика спать, запевали колыбельную.
Зверева Арина Николаевна
Методист отдела традиционной культры ГУК УМЦКиНТ
Быт русских семей
Быт у казаков и семейских очень схож, основные занятия: приготовить поесть, следить за чистотой и скотом. Но были и отличия.

Казачкам часто приходилось оставаться в доме за мужчин, потому что те воевали. На женских плечах лежали и воспитание детей, и забота о том, как их прокормить. У казачек в зоне ответственности был весь двор.
У семейских мужчины были рядом, поэтому обязанности разделялись: на женщине дом, на мужчине двор.
Работа в полях, уборка урожая, огородов — общинное дело. Туда выезжали целыми родами, улицами. Были огромные поля, которые нужно было убрать. Учитывая суровый климат Забайкалья, для этого могло выдаться не так много хороших дней, поэтому во времени люди были очень ограничены. В общинных делах женщины обязательно участвовали, потому что были ее частью.
Опять же была работа только женская, которая делалась на дому. Например, капустные посиделки или капустки (общерусская традиция), когда собирались все женщины и убирали капусту (шинковали, мариновали, солили).

Приходили помогать в каждый дом, потому что семьи большие, обязанностей на женщинах много. Помимо того, что надо сделать заготовки, нужно еще и другие домашние дела выполнить: постирать за детьми, приготовить еду и т.д. К тому же большие семьи — большие огороды, работы было много.

Помощь была бескорыстная, но каждая женщина была частью общего дела, и делилась частичкой результата с теми, кто помогал. Таким образом происходило и разнообразие меню всем на радость. Помогали не только родные, но и соседи, это было делом общины, в которую входило несколько семей
Браки
Сейчас мы все выходим замуж по любви, по согласию. Раньше у казачек и семейских такого не было, либо это был один случай на миллион. Свадьбы и все браки заключались только по согласию родителей с помощью свахи.

Девочка в процессе взросления постепенно овладевала ремеслами, и для общины давался определенный знак, например, в костюме. Появлялась вместо тесемочки, которая в косе у девочки заплетена (девочка обязательно одну косу носит), одна или две-три атласные ленты. Либо ее принимали в молодежный коллектив, поэтому ей разрешалось посещать вечерки.
Вечерка – это прародительница дискотек, но на нее просто так не попадешь.

Вечерки

Ты сначала должна доказать, что повзрослела, что действительно этого (выхода на вечерку) заслуживаешь. А доказывали посредством своих умений. Если за вечер мне вышьешь рушник, возьму тебя завтра на вечерку. Не вышьешь — значит, ты еще маленькая. Так, действительно, проверяли своих младших старшие сестры. Неважно, что физиологически ты уже выросла.
Зверева Арина Николаевна
Методист отдела традиционной культры ГУК УМЦКиНТ
Проверяли, выросла девочка или нет по куклам. Есть в русской традиции кукла на выходку. Как только девочка научилась ее изготавливать, значит, она достигла своего полового взросления. Технология изготовления единая для всех, но кукла была индивидуальной, потому что шить ее нужно было строго по размеру локтя. На сантиметр больше или меньше — кукла не твоя, либо ты еще не научилась, поэтому не допускаешься на вечерки.

Все, кого допустили, договаривались с какой-нибудь одинокой бабушкой, чтобы устроить у нее вечерку. Они платили за аренду дома деньгами или трудом.
Например, 5 рублей они приносят, сами готовят дрова на вечерку, сами возят воду. Либо бабушка может сказать, чтобы они после вечерки утром баню затопили, воду в баню натаскали, коров накормили. Девчонки приберутся, парни натаскают воду.
Зверева Арина Николаевна
Методист отдела традиционной культры ГУК УМЦКиНТ
Помимо этого на вечерку обязательно нужно было идти с каким-то заданием. За вечер девочка, например, должна изготовить три пары носков, вышить рушник или сделать подзоры на кровать. Если девочка нарушала это условие, на последующие вечерки ее не отпускали какое-то время.

На этих встречах происходило межполовое знакомство, общение. Порой так формировались семьи, потому что девушки или парни могли прийти после домой и в ходе разговора с родителями сказать, чтобы сватов отправили в дом того, кто понравился. Но взрослые могли отказать ребёнку, потому что присмотрели более выгодную пару.

Сватовство и предсвадебные обряды

Родители сами сватовством не занимались, для этого была сваха, наемная женщина. Она сопровождала родителей жениха в дом родителей невесты, там они решали предсвадебные вопросы. То есть сначала они договаривались, у этого был особый этикет.
Напрямую не говорили, что мы пришли к вам свататься. Всегда были такие «около» фразы. "Ой, у нас лисичка выбежала, да в ваш двор заскочила" — это значит, что мы пришли к вам свататься за вашу дочь старшую. Все эпитетами, метафорами, напрямую никто никогда ничего не говорил.
Зверева Арина Николаевна
Методист отдела традиционной культры ГУК УМЦКиНТ
Сватовством, даже если родители были против, не ограничивались. Обязательно должна была состояться вторая встреча, на которой давали ответ: да или нет. В Забайкалье у каждой этнической группы был свой этикет такого общения.

У казаков, например, при согласии отец ставил папаху вверх донышком, если не согласны — вниз. В Чикое у семейских, если на столе есть любое блюдо из кабачка, это значит «нет». В других селах имели значение блюда из тыквы или пельмени. Общение происходило без эмоций, все символично, чай попили, пообщались, разошлись. В любом случае происходило заключение сделки или ее расторжение, но словами это не выражалось.
Потом проходили смотрины и пропитие невесты. Считалось, что невеста, как покойник, то есть умирает девушка и рождается женщина, белое платье, как белый саван. Подружки ее пропевали, сюда входит девичник и застолье родственников со стороны невесты, где обсуждают подготовку к свадьбе.

На девичнике в бане мать или старшая сестра расплетали невесте косу и раздаривали ленты незамужним подружкам. Под венец невесту вели с двумя косами. После свадьбы у семейских эти две косы складывались в корзиночку, а у казачек формировались в гульку (шишку), на нее надевали шлычку.

Воровство невест

Иногда воровали невест. Приходили, накидывали одеяло, забирали девушку, кидали в телегу и увозили. Могли выкрасть из дома, достаточно вывести невесту на крыльцо. Надо было выгадать время, когда ни отца, ни братьев не будет рядом. Чтобы это провернуть, зачастую подкупали родственников, чаще теток или сестер. Они шли на это, потому что долго ходить в девках нельзя нарушение правил общества.

Чтобы своровать невесту, достаточно было забрать ее из дома и не вернуть к рассвету. Если девушка ночевала вне дома, на крыльце или в телеге, значит, молодой человек должен на ней жениться, пусть даже никаких физических контактов не было.

Традиционная одежда

Семейские

Костюм семейских: рубаха, сарафан, запон, кушак обязательно. У сарафана виды раскроек разные из-за географических особенностей. В одной деревне 3/4 рукав, в другой – 7/8, в третьей – полный прямой.

Женщины в процессе взросления меняли прическу и головной убор, потому что это несло определенное значение. Девочка не носила головной убор, заплетала косы тесемкой. Потом взрослея, девушка вплетала ленты, когда просватали – надевала пояску, как кокошник. После свадьбы и до конца жизни – кичку, которую разрешалось снимать только перед мужем, даже волосы из под нее не должны торчать.


В одной из областей мужчина имел право бить жену за то, что у нее видно волосы. Это приравнивалось к тому, что она изменила мужу, это был огромный проступок со стороны женщины. Кичку завязывали туго, из-за этого иногда даже оставались шрамы.

Казачки

Изначально казачки носили костюм двойку из юбки-татьянки и блузки. Позволить сшить себе парочку или троечку из одного материала могла позволить только очень зажиточная казачка. Архаичные блузки выкроены из прямоугольников, они были сложного пошива, свободные, как распашонки. Потом уже пошла мода на приталенные блузки с кокетками. И в 20 веке, когда стала меняться жизнь, в моду у казачек вошло городское платье.

Казачьи костюмы не сохранились, то, что есть - это стилизация.
У казачек после свадьбы косу убирали в шишку, ее покрывали шлычкой, волосы вокруг заглаживали, и в более архаичном варианте покрывали платком, который у нас в Забайкалье получил название «подбабничек». Это нижний белый платок, на который сверху еще надевают, например, цветастый платок.

Черный цвет был раньше праздничным. В черных файшонках казачки ходили на большие церковные праздники.

Общие тенденции

Бытовую одежду шили из ситца. Праздничная одежда отличается более дорогими тканями: атлас, порча, далемба (китайская ткань), шелк. Ткань могла быть с набивкой (выбитым рисунком). У семейских были ткани, которые они самостоятельно изготавливали на ткацких станках. Производство одежды было от семечка до готового изделия. Выращивали коноплю, ее чесали, мяли, сушили, сучили, получалась нитка. Эти нитки заряжали, создавая полотно. Потом ткань отбеливали, по возможности расшивали и вышивали.

Из-за близости к Китаю и торговым путям у наших предков был доступ к заграничным тканям, это касалось и казачек и семейских. Казачки могли купить сапоги с каблучками только в рамках торгового пути. Хотя казачки и семейские самостоятельно могли изготовить черки (обувь).
Кто был хранителем культуры
Женщина — носитель культуры, именно она передавала традиции, культурные обычаи, песни. В ходе многих экспедиций были записаны песни, которые по идее были мужские, но по многим причинам, мужская традиция, песня, перешла в женское исполнение. Отдельная семейская мужская традиция сохранилась в Бурятии, в Забайкалье нет, но песни сами есть, их сохранили женщины.

Традицию многих видов декоративно-прикладного творчества тоже сохранила женщина, хотя начало было положено мужчинами. Например, ткачество и вязание (в полях нужно было вязать узлы: узду завязать, дугу у коня, прикрепить сани). Женщины дольше работают с этими промыслами, нежели мужчины.
Зверева Арина Николаевна
Методист отдела традиционной культры ГУК УМЦКиНТ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website