Эвенкийский этнос
Эвенки с давних веков на Забайкальской земле, они пришли сюда со стороны Красноярского края из Эвенкии, отстояли забайкальские земли от нападков монголо-татарского ига. Вдалеке от враждующих народов нашли свое пристанище и обжили эти территории, где были хорошие леса и пастбища.

В крае проживают 1107 эвенков. В Забайкалье они живут на территории Тунгокоченского, Тунгиро-Олекминского и Каларского районов.

Модель: Ирина Земскова
Суровый климат края и дикая природа накладывали свой отпечаток на людей, а те должны были выжить. В этом помогал огонь, он символизирует свет и тепло, возле него грелись и на нем готовили пищу, с его помощью проводили обряды. Для этих целей разводили два разных костра. Ни в коем случае нельзя бросать в огонь мусор, плевать в него, топтать. Нет огня — род может умереть, поэтому в культуре эвенков он стоит на первом месте.

Хранительницей очага и огня была женщина, эта роль ей доставалась уже в зрелом возрасте. Таких женщин называли — Большая Бабушка, она была самая опытная и мудрая, хранительница традиций и культуры, которые передавала молодому поколению.
Быт эвенкийских семей
На женских плечах были заботы о доме, детях и стариках. Женщины ставили чум, обустраивали его, собирали оленьи упряжки, запрягали оленей, вьючили сумки, варили, стирали и шили. Мужчины были добытчиками и защитниками, они учили этому своих сыновей. Однако и девочек обучали охоте, они учились делать орудия и оружия, вырастая девочки умели все.

В эвенкийской семье был матриархат, но при этом держалась иерархия. Так как мужчина защищал семью и кормил, его почитали, он первым садился за стол, женщины ели и даже ночевали отдельно, в другом чуме. Женщины полностью вели домашнее хозяйство, за ними было последнее слово, когда дело касалось дома.
Все в семье почитали старших, слушались своих бабушек. Они были не только хранительницами очага, но и оберегов. Эвенки – кочевой народ, и каждый раз на новом месте нужно было «замаслить» духов, это сделать могла только бабушка. У нее была своя сумка с оберегами, которую никто не имел права трогать.
Вот она (бабушка) приехала в чум на новое место, устраивается, из сумки все вытаскивает, молится, не шаманит, просто к духу природы обращается, к деревяшке завернутую в тряпочку: «Дух, мы пришли на это место, ты нас прими». Это в каждом роду было. Она духу помолилась, положила в первый угол чума. Второй оберег вытаскивает: «Вот ты нас оберегай, наших старичков, они нам еще нужны», положила. Третьего маленького идола достает. Сейчас мужики охотиться пойдут, вытащу идол, буду о тебе молиться, тебя покормлю маслом или жиром помажу. Потом также все это собирает, когда место меняют, перекочевывают.
Антоновская Галина Федоровна
Директор МБУ "Районный центр досуга"
муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», село Тупик
С детства девочки и мальчики должны были знать устройство саней, уметь ездить верхом на оленях. Не успевали приезжать на новое место, девочки уже брали все посудины и беспрекословно шли на речку за водой. Приносили ее домой, женщины готовили пищу. Вечерами садились и шили, выделывали шкуры. Выделка — самое сложное, дети начинали этому учиться с 5-7 лет.
Сама пробовала руками выделку шкуры делать. Я даже училась по шитью меховой одежды, но это кромешный ад. Шкуру нужно выкладывать, добыли ее, принесли, высушили, выскоблили жир, все замочили, закоптили, срезали. Это очень трудоемкая работа. Чтобы изготовить нитки, сухожилия животных сушили, все это разрезали, протыкали железкой, потом все стягивали.
Антоновская Галина Федоровна
Директор МБУ "Районный центр досуга"
муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», село Тупик
Девочки учились у своих мам и бабушек заниматься хозяйством и рукоделием. Когда девушка переходит в род к мужчине, у нее должна быть берестяная коробочка с принадлежностями для рукоделия. Мальчики перенимали опыт у отцов и других мужчин рода на охоте. К 14 годам папа должен приготовить для сына лук, ружье и обувь.
Брак
Вопрос о женитьбе решался на больших праздниках. В отдельных чумах собирались старейшины женщины и мужчины. Они там обменивались подарками и хвастались, кто сколько и где «наохотился».
Разговор о браке велся примерно так: «У нас в роду скоро родится хороший охотник от хорошего охотника. Мы точно знаем, что будет мальчик, а у вас девочка. Мы неплохо живем, вы тоже, надо сродниться».

Еще ребенок не родился, но уже есть договоренность о браке. Затем жених и невеста появляются на свет, видятся на праздниках и в определенном возрасте женятся.

К свадьбе девочку собирают с рождения. Невесте к замужеству нужна хорошая богатая шкура, чтобы была одежда, и поголовье оленей в приданое.

Когда девушка выходила замуж, то переходила в род мужа, несмотря на то, что род у эвенков пишется по матери.
Браки по любви могли быть. Но опять же любая народность делилась уже по сословиям: бедные, богатые… Дед мой из очень богатого рода. В нем возникло чувство к бабушке из бедной семьи. Он увидел ее, может ему другую невесту выбрали, но он кочевал и сказал, что возьмет ту, которая понравилась. Забрал ее, может сначала какая-то жалость возникла. Они родились с разницей в три года и умерли с разницей в два-три года. Он никогда не говорил, что его женили силой. Бабушка очень бедная была, и дед ее выбрал. Может даже и пошел поперек своих родителей, но мы этого не знаем.
Антоновская Галина Федоровна
Директор МБУ "Районный центр досуга"
муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», село Тупик
Традиционная одежда
Основной одеждой эвенков была парка, которую они шили себе из выделанной шкуры оленя. Дополняли костюм нагрудники и передники-фартуки. Нагрудники были в виде прямоугольников или трапеций. Их срез у женщин был прямым, у мужчин — клиновиным. У передников-фартуков узкая верхняя часть и широкая средняя. Пояс был обязательным элементом народного костюма, мужчины на нем носили нож, женщины — принадлежности для шитья.

Изначально на одежде не было бисерного украшения, были перышки, кости животных, замша, окрашенные цветными травяными растворами нити из кожи. Бисер появился, когда купцы распознали, что такое меховая драгоценность: соболя, куницы и другие меха.
Во времена освоения Сибири купцы привозили бисер, который был чудом для эвенков, а те отдавали им всех соболей. На костюмах эвенков можно было увидеть медные, серебряные, близкие к кованным бляшки, которые они самостоятельно научились выплавлять из каменной руды. Их также меняли на бисер у купцов.
Как любой традиционный костюм, одежда эвенков несет в себе смысл. Она рассказывает о возрасте, половой и этнической принадлежности человека, месте его проживания, социальном статусе и так далее. Деревянные украшения в виде какого-то животного, например, волка или оленя, показывают к какому роду относится человек. Каждый цвет что-то значит: вышла замуж, количество родителей со стороны мамы или папы.
Кто передавал традиции
Была равноценная передача культуры. Мужчины пели песни, которые сочиняли, например, на охоте. Что вижу – то пою. Он может ехать и петь: “Везу сына, хочу показать большое дерево, где лежит животное, будем охотиться вместе”. У женщины также, она поет: “Я сижу, шью, моя девочка со мной, мы шьем большой ковер”. Если песня хорошо складывалась, ее потом пели другие люди.
Антоновская Галина Федоровна
Директор МБУ "Районный центр досуга"
муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», село Тупик
Легенды тоже транслировали мужчины и женщины. В некоторых родах их рассказывал шаман. Он отделялся от рода, жил наедине с природой и духами, у него не было семьи и определенного места жительства. Шаман накапливал с детства опыт в охоте и ремеслах, мог быть травником. Ходил из рода в род, перенимал что-то хорошее у каждого, кто о чем знает. Шаманами редко могли быть и женщины.
Помимо легенд и песен эвенки передавали из поколения в поколение обязательную традицию хороводы, которых было множество. С них начинался и заканчивался каждый праздник.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website